Скульптура Н.А.Лаверецкого "Россия" |
![]() |
Скульптура Н.А.Лаверецкого "Россия" отлита для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, в 1896 г. Работа выполнена в технике каслинского литья и традициях русской академической скульптуры. Впервые "Россия" была представлена в 1900 году на Парижской Всемирной выставке в Каслинском чугунном павильоне, созданном по проекту архитектора Е.Баумгартена удостоенном на хрустального Гран-при и Большой золотой медали. Среди многочисленных высоких гостей Каслинский павильон посетил и президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену - два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий Кыштымскими заводами П.М. Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Н.А. Лаверецкого "Россия. Торг был долгим, а ответ один: "Россия" не продается!" Лаверецкий, Николай Акимович - скульптор (1839 - 1907).
Учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе для приходящих (ныне Общества поощрения художеств) и в Академии
Художеств, под руководством Н.С. Пименова. Получил золотые медали за барельеф: "Цинцинат принимает послов из Рима, возвещающих ему об его избрании в диктаторы", и за барельеф: "Возвращение Регула из Карфагена". Долго жил в Италии. За присланную оттуда в 1868 г. группу:
"Мальчик и девочка, кормящие птичку" получил звание "академик"; за прочие работы, исполненные в Италии: статуи
"Мальчик-неаполитанец с обезьяной" (в Третьяковской галерее), "Купальщица" и другие получил звание "профессор".
Из числа других его произведений выдаются статуи: "Россия" (1876), "Мефистофель" (1881), "Стыдливость" (1881),
"Родопа", памятники М.И. Глинке, в Смоленске, и Екатерине II , в Симферополе, несколько портретных бюстов
(великого князя Владимира Александровича , императора Александра II , и др.). Преподавал скульптуру в академии
в 1870 - 1894 годах. Каслинское литьё - художественные изделия (скульптура, архитектурные элементы, решётки и т.д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в г. Касли Челябинской области. При их производстве используются сложные технологии формовки, отливки с последующей ручной чеканкой. Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в 19в.: скульптура по моделям П. К. Клодта, Н.А.Лаврецкого, Е. А Лансере, Р. Р. Баха, М. Д. Канаева. |