О плачевном состоянии молочного животноводства и его низкой рентабельности аграрии и эксперты говорят на каждом шагу. А политическая ситуация, перекочевавшая с нами в новый год, лишь усугубила положение дел большинства хозяйств.
Однако среди общей массы убыточных сельхозпредприятий есть счастливые исключения, среди которых агрохолдинг «Русское молоко». Каким образом компании удается удерживать стабильную рентабельность своего молочного бизнеса и какие направления производства планируется развивать, в интервью «АТт» рассказал президент агрохолдинга Василий Бойко-Великий.
Проблемы молочной отрасли начались задолго до санкционного периода. Ситуация на российском рынке, когда сельское хозяйство либо убыточно, либо находится на грани убыточности, сложилась не в одночасье, это результат сочетания сразу нескольких факторов. Если посмотреть на Запад, то мы увидим, во-первых, более комфортные природно-климатические условия с меньшими рисками для сельхозпроизводства (более стабильный климат, больший период вегетации и пр.).Во-вторых, как в Европе, так и в странах Северной и Южной Америки, на АПК выделяются очень серьезные и стабильные дотации, причем на протяжении не одного десятилетия. К примеру, на 1 га пашни размер субсидий в Западной и Центрально Европе сейчас достигает 400 евро, в то время как наша госпомощь не превышает 4 евро. Поэтому Россия с 1990- х годов пользуется более дешевыми западными продуктами питания, что фактически ведет к уничижению российского земледелия.
Почему же прагматичный и рациональный Запад выплачивает столь немалые средства агробизнесу? Ответ прост: они понимают, что глубинные основы государства лежат в сельском хозяйстве. Так, во Франции общее число сельского населения не превышает 5−10%, но именно эти люди являются «хранителями» духа страны.
На Западе понимают, что городской житель гораздо более космополитичен и интернационален (в худшем смысле этого слова), гораздо меньше привязан к своей стране, к своей культуре, чем жители маленьких городков и сельской местности. В Европе убеждены: не будет села — не будет и страны. Поэтому там всячески стараются поддержать сельское хозяйство, выдавая дотации не только из экономических соображений, но и для того, чтобы сохранить страну в целом.
После развала Советского Союза наше сельское хозяйство медленно, но верно деградировало из-за отсутствия господдержки и возможности развиваться. И до сих пор, несмотря на программы развития АПК, огромное количество коров содержатся по старым технологиям в коровниках, построенных в годы советской власти.
Даже несмотря на то, что в 2005 году началось активное строительство новых молочных комплексов, к сожалению, большинство действующих ферм обветшало и нуждается в реконструкции или в сносе и новом строительстве. А для этого нужны немалые вливания.
Поэтому вполне логично, что инвестиции в убыточные сектора агропроизводства, коим является молочное животноводство, не идут. А стало быть, без дотаций государства просто не обойтись: необходимо поднять рентабельность сельхозпроизводства до разумных пределов (хотя бы 10−15%).
Прибыльное исключение
Агрохолдинг «Русское молоко» является счастливым исключением из общей массы убыточных хозяйств: наше производство прибыльно. Причина кроется, прежде всего, в том, что мы встали на путь органического земледелия и постарались построить весь цикл производства кормов и выращивания КРС на принципах органического производства. Благодаря хорошим кормам и заботе сотрудников коровы дают нам качественное молоко, а мы стараемся не испортить его переработкой.
Еще в 2003 году, когда мы только начинали вхождение в агробизнес, было отдано предпочтение технологии пастеризации, а не стерилизации с длительным сроком хранения. Кроме того, в нашем производстве не используются консерванты.
Тогда нас сочли сумасшедшими, люди не понимали, почему мы решили заниматься этим невыгодным, с их точки зрения, производством. Но как оказалось, мы не прогадали: сейчас наши органические продукты пользуются спросом, несмотря на то, что они одни из самых дорогих промышленных молочных продуктов в Москве и России. И именно благодаря высокой стоимости и растущему спросу нам удается держаться на плаву.
Безусловно, прибыль агрохолдинга не велика — около 10%. Нам сильно помогает то, что «Русское молоко» — это вертикально-интегрированный холдинг со своими полями, зерном, комбикормовым заводом, производящим все составляющие кормов (за исключением жмыха и премиксов), стадом КРС, а также молочным заводом и транспортной компанией.
Это позволяет нам выдерживать высокий стандарт качества, свидетельством которому являются десятки медалей и наград и звание «Марка № 1 В России» за молоко. А губернатор Московской области вообще называет Рузу молочной столицей Московской области, и это результат наших трудов.
Высокая себестоимость и, вслед за этим, высокая цена на продукцию позволяют нам быть рентабельными, что для многих молочных предприятий, увы, пока недостижимо.
В большинстве случаев молочные заводы закупают молоко у сторонних производителей, поэтому они не могут полностью контролировать качество поступающей продукции.
Более того, сейчас наблюдается острый дефицит сырого молока: инвесторы хотят строить молокоперерабатывающие заводы, а сырья для их загрузки попросту нет. В связи с этим встает необходимость использования импортного сухого молока, что крайне негативно сказывается как на качестве продукции, так и на мнении потребителей.
На наш взгляд, будущее однозначно за вертикально-интегрированными молочными предприятиями. Пока аналогичных нашему предприятий немного: «АгриВолга» (продукция «Углече поле»), корпорация «Органик» (продукция «ЭтоЛето»), «Братья Чебурашкины» и «Ферма Роста».
На молочных заводах, закупающих сырье со стороны, определить качество поступающего сырья даже при большом желании тяжело, ведь они могут отследить лишь стандартные показатели. А молоко — живой продукт, более сложный, чем это представляется. Поэтому чтобы быть уверенным в качестве продукции на 100%, необходимо контролировать все этапы производства.
Мы полностью поддерживаем решение президента о введении запрета на ввоз многих продуктов питания. Ведь благодаря этому перед отечественными производителями открылось окно возможности.
Однако для того, чтобы этими возможностями воспользоваться, нужны инвестиции. И большинство существующих сельхозпредприятий из своего кармана эти инвестиции не вынут, поскольку карманы их пусты.
Поэтому сейчас аграрии особенно остро нуждаются в льготных кредитах и дотациях государства. К сожалению, процессы принятия решений и выдачи денег происходят в России слишком неспешно. А если отрасль так и не дождется субсидий, цены на продукты питания взлетят до небывалых высот, и производителям придется брать необходимые деньги из кармана обычных граждан.
Сила в развитии
Агрохолдинг «Русское молоко» находится в постоянном развитии. Мы не останавливаемся на достигнутом, всегда движемся вперед, ведь если компания не развивается, она либо деградирует, либо гибнет, это закон жизни. Поэтому наш выбор — это модернизация, которая требует немалых затрат, что, соответственно, отражается на себестоимости нашей продукции.
Несмотря на то, что импортных составляющих в наших продуктах питания нет, практически вся используемая техника завозится из-за рубежа (отечественные у нас только нержавеющие баки на молочном заводе). Выросший курс евро и доллара вынуждает нас приобретать импортную технику по сильно завышенной цене.
Сейчас на прилавках многих магазинов можно встретить запрещенную импортную молочную продукцию, поставляемую окольными путями через Белоруссию, А также легальную белорусскую «молочку» (далеко не всегда надлежащего качества), вытесняющую отечественных производителей низкой ценой.
Поэтому крайне важно модернизировать российское производство исходя из соображений импортозамещения. Например, в нашем агрохолдинге проводится реконструкция молочного завода, и для организации производства сыров (моцарелла, риккота) и греческого йогурта нам приходится закупать импортное оборудование, поскольку российских аналогов попросту нет.
Мы также стараемся постоянно наращивать поголовье, поскольку спрос на продукцию стремительно растет. Особых сложностей с этим компания не испытывает, поскольку еще в 1990-е годы часть ферм в Рузском районе была законсервирована, а сейчас мы их расконсервируем и вводим в эксплуатацию.
Особое внимание в агрохолдинге уделяется контролю качества продукции. Когда производство только запускалось, мы сразу заявили о том, что в приоритете у «Русского молока» стоит качество. И наши сотрудники восприняли это близко к сердцу: все работники от простого рабочего фермы до генерального директора идут к этой цели.
С момента введения антисанкций продажи «Русского молока» увеличились на 15−20%, но это незначительные показатели. Наше предприятие способно продавать больше, однако тут возникает тонкая проблема ритейла. Часть сетей с иностранными учредителями специально ставят некоторые барьеры для российских производителей: они не хотят импортозамещения, потому что им проще и патриотичнее работать со своими европейскими поставщиками. Например, в «Ашане» представлены всего 6 наименований нашей продукции, спрос на них шикарный.
Но когда мы предлагаем увеличить количество позиций с 6 до 20, мы встречаем отпор. Хотя сейчас у них не хватает сыров и йогуртов, но руководство сети, видимо, ждет отмены санкций. Другой пример — «Метро». Эта сеть готова расширять ассортимент продукции, но они устанавливают такие входные билеты, которые делают нахождение в этой сети совершенно нецелесообразным.
На данный момент мы представлены почти во всех сетях, но далеко не со всем ассортиментом. Так, компания выпускает 40 наименований молочной продукции, но встретить их все можно только в фирменных магазинах. В большинстве же сетей вы найдете максимум 15 наименований. На наш взгляд, государству пора начать активно вмешиваться в вопросы ритейла, ведь большинство сетей получают безумную прибыль, А сельхозпредприятия по-прежнему в убытке.
Кстати, сейчас в Москве обеспеченность торговыми площадями выше, чем в Берлине и Париже, и лишь немного ниже, чем в Лондоне.
Еще одно важное направление развития компании — фирменная сеть для сбыта продукции, но оно требует очень больших инвестиций. Кроме того, маленькому магазину всегда сложно выдержать в конкурентной борьбе с сетевыми гигантами. Поэтому фирменные магазины «Русского молока» есть пока только в Москве и Рузском районе (10 магазинов), но в ближайшее время планируется открытие павильонов в Санкт-Петербурге.
Новые горизонты
Кроме молочного животноводства у «Русского молока» есть еще одно активно развивающееся направление — овощеводство. в прошлом году мы получили очень хороший урожай картофеля и овощей открытого грунта: свеклы, репы, редьки черной и зеленой, брюквы. К сожалению, не все знают об этих традиционных русских овощах и не представляют, что с ними делать, А ведь это были привычные продукты питания для русских людей. Кроме того, эти овощи очень полезны.
Например, брюква содержит огромное количество витамина С, и при тушении и приготовлении на пару она не теряет своих питательных свойств. А еще в середине 19 века репа и картофель потреблялись в нашей стране на равных, и лишь ближе к началу 20 столетия стал наблюдаться явный перекос в сторону картофеля (это связано с лучшей урожайностью и более простыми технологиями возделывания последнего). Тем не менее, репа более полезна, чем картофель. Другое полезное и вкусное блюдо — печеная свекла, которой, согласно легендам, питались русские богатыри.
И теперь, чтобы вернуть культуру потребления этих овощей, мы ведем активную пропаганду, распространяем рецепты приготовления традиционных русских блюд. Безусловно, есть некоторые сложности. Так, эти овощи более прихотливы в хранении: для репы, редьки и брюквы оптимальная температура — 2−3°С, и их лучше хранить их в песке.
Большая часть репы в магазинах сейчас импортная, мы хотим это изменить. в этот сезон овощи продавались в фирменных магазинах компании, а также в «Глобус Гурмэ», «Зельгроссе» и «Азбуке Вкуса», однако «Русское молоко» ведет переговоры с «Магнитом», «7 Континентом» и «Викторией» по поводу вывода нашей овощной продукции на их прилавки. Овощей у агрохолдинга много, хватит на весь Московский регион. Урожайность свеклы в прошлом году достигала 20−25 т/га, репы и остальных овощей — около 15−20 т/га.
Но овощи не единственный новый проект агрохолдинга. У «Русского молока» есть планы по развитию мясного бизнеса (говядина и баранина). К концу 2015 года мы хотим построить мясохладобойню с фасовочным цехом. А пока нет своих мощностей по переработке мяса, мы вынуждены сдавать бычков на убой. Сейчас на наших фермах расположились арендаторы, которые разводят баранов, так что в нашем регионе это реально и прибыльно. Баранина привлекательна для нас тем, что это экологически чистое мясо, поэтому в ближайшее время мы хотим развернуть и это производство.
Как и у всех сельхозпредприятий, у нас есть проблема с кадрами: всем не хватает честных, молодых, трудолюбивых. «Русское молоко» возлагает большие надежды на молодежь. Для этого мы разрабатываем жилищную программу для сотрудников и стараемся предоставить различные льготы (например, все сотрудники обеспечены бесплатным питанием).
Нашему агрохолдингу интереснее сотрудничать с региональными аграрными вузами, а не с РГАУ МСХА им. Тимирязева, поскольку там не готовят специалистов для условий реального сельхозпроизводства. Сотрудники всех подразделений «Русского молока» местные, они долгие годы работали на молочных предприятиях Рузского района. А кадры лаборатории контроля качества на молочном заводе в Рузе — одни из самых ценных на производстве, ведь у них колоссальный опыт в этой сфере.
С 2003 года мы вложили в модернизацию предприятий более 300 млн руб. В сложившейся непростой для государства ситуации «Русское молоко» готово развиваться и поставлять качественную продукцию в магазины, но хотелось бы ощущать реальную поддержку государства. Поэтому мы не останавливаемся на достигнутом и ожидаем в обозримом будущем новых дотаций.