Фильм П. Лунгина "Царь", ставший скандальным еще до выхода в широкий прокат, с предельной ясностью показал, что для христианина в наше время, еще более чем прежде, самым важным является вопрос различения правды и лжи. Не существует малой и большой лжи - любая ложь бесконечно далеко уводит от единственного пути Правды. Любая ложь отравляет человека, питая страсти и умерщвляя душу. Большая ложь отравляет семьи, народы, человечество. И от простого переименования в художественный вымысел или в право художника на творчество ложь не перестает быть собой (со всеми вытекающими последствиями). Фильм "Царь" полон лжи и клеветы, причем возведена она не только на Царя Иоанна Васильевича Грозного, но и на Святителя Митрополита Филиппа, на Русскую Православную Церковь, на русский народ и на православную христианскую веру. Какая-то ложь заметна сразу, а какая-то принимается простодушными зрителями за чистую монету. Недаром во многих отзывах зрители говорили о спорных художественных достоинствах фильма, принимая на веру его историческую достоверность. Однако достоверность эта мнимая, и в целом фильм - подделка, фальсификация, манипуляция сознанием зрителя, сознательное отравление его.
Ложь начинается с первых слов фильма
Русь не была истерзана Ливонской войной и голодом, польский король Сигизмунд не брал пограничные русские города - ливонская война вполне успешно для России шла на территории Ливонии, временно подвластной оккультному Ливонскому ордену. Ливонский орден, несмотря на поддержку Литвы и Польши, был разгромлен Царем Иоанном IV.
Опричники не заливали страну кровью. Опричнина была направлена на искоренение боярской измены и ереси жидовствующих и коснулась лишь отдельных боярских родов, части впавшего в ересь духовенства и тех представителей столичной, тверской и новгородской "элиты", готовых к сотрудничеству с католическим Римом. Россия же тогда была страной в основном крестьянской. Русский народ в летописях, песнях и былинах сохранил память о Царе Иоанне как о справедливом Царе.
Православная Церковь никогда не была обезглавлена: ни в 1565 году, ни до, ни после этого года, потому что Глава Православной Церкви - Иисус Христос!
После ухода на покой Святителя Афанасия, Митрополита Московского и всея Руси, бывшего в 1540-1550-х официальным Духовником Государя, Царь Иоанн Васильевич Грозный призывает в Москву игумена Соловецкого монастыря Филиппа из рода бояр Колычевых, но игумен Филипп не был другом детства Царя Иоанна IV.
Действительно, в младенческие года Царя боярин, будущий Митрополит Филипп II, служил, будучи в 30-летнем возрасте, в царском дворце, но Царь тогда еще не достиг и 7-летнего возраста, и по своему положению и возрасту они никак не могли считаться друзьями детства: они были людьми разных поколений.
Русский благочестивый народ никогда не позволял себе панибратского отношения к священникам, а тем более к архиереям и Митрополитам. Больно смотреть, как в фильме сначала с игуменом, а потом и Митрополитом Царские слуги обращаются как с последним холопом. Такого не было и не могло быть, при всех гонениях, которым действительно был подвергнут Святитель Митрополит Филипп! Мы свято храним в нашей исторической памяти эти горестные события в их подлинном содержании. Святитель Филипп был подвергнут несправедливым унижениям и ссылке только после извержения его из сана Церковным Собором, специально созванным по повелению Царя, на котором Святитель Филипп был оклеветан многими архиереями и, к великому сожалению, монахами своей братии из Соловецкого монастыря. Именно по их клевете и лжи, возможно данными под давлением определенных боярских кругов, Митрополит был извержен из сана. В фильме "Царь" в Успенском соборе опричники срывают митрополичьи облачения, бьют и топчут Митрополита, являющегося высшим иерархом Русской Православной Церкви. Это хула на Церковь нашу Русскую, хула на Царя, хула на Митрополита, хула на народ. Такого не было и быть не могло. Ни один исторический документ об этом не свидетельствует. Наоборот, все говорят о том, что, несмотря на то что, возможно, между Митрополитом Филиппом и Царем Иваном Васильевичем Грозным и были разногласия, и, возможно, был даже инцидент, когда Митрополит не дал благословения Царю, но руку на Митрополита никто не поднимал, тем более в Храме Божьем.
То, что мы видим в фильме - это в некотором смысле призыв обратить внимание на то, что Русская Православная Церковь и русский народ допускают и не возбраняют битие священников, епископов, Митрополитов прямо в храме, в Святом доме Господнем. Еще раз, принципиально важно то, что со Святителя Митрополита Филиппа были сняты митрополичьи регалии в Успенском Соборе только лишь по решению Церковного Собора, то есть тогда, когда он был лишен, пусть и незаслуженно, сана. В фильме же мы видим прямо противоположное - никакого решения Собора не нужно, никаких свидетельств не нужно, не понравился Царю и его ближним слугам архиерей - вот его можно бить прямо сейчас в Святом Храме Господнем. Глумлением также выглядит то, что в фильме все опричники, все ближние люди Царя и сам Царь заходят в Храм, не сняв головных уборов. Сам Царь стоит в Успенском соборе в тафье (татарской шапочке), напоминающей иудейскую кипу, ту самую иудейскую кипу, которую надевают иудеи, заходя в синагогу. В этом есть особое глумление и над Царем Иоанном Васильевичем Грозным, и над Святителем Митрополитом Филиппом, над их светлой памятью, над Русской Православной Церковью, и над всеми нами - христианами.
Мы ничего не имеем против, чтобы иудеи, входя в синагогу, надевали кипу. Но изображать в фильме глубоко верующего благочестивейшего христианского Царя Иоанна Васильевича Грозного в кипе, подходящего за благословением в Святом Храме Господнем к Митрополиту Филиппу, - это издевательство высшей меры. В фильме почти каждое слово, почти каждое действие - ложь. Есть просто ложь, а есть ложь с особым глумлением. На Царя Иоанна Васильевича Грозного клеветали и при жизни: предатель и перебежчик Андрей Курбский и многие другие, и после жизни на него обрушились потоки клеветы. Но Павел Лунгин, Алексей Иванов, Петр Мамонов и другие, причастные к сценарию и созданию этого фильма, по нашему мнению, превзошли всех клеветников и негодяев, скопившихся за пять столетий. Им показалось недостаточным воспользоваться той клеветой, которая уже изложена во многих книжках и многих произведениях. Они изобрели по своему воззрению новую клевету, новую ложь. Ничтоже сумняшеся, не опираясь ни на что, кроме как, мы полагаем, на желание поерничать и поиздеваться над Святой православной верой, над верой русского народа, над Русской Православной Церковью, над Святителем Митрополитом Филиппом и над Царем Иоанном IV Васильевичем.
В последних кадрах фильма ближние люди Государя сжигают монахов Тверского Отроча монастыря в деревянном Храме за то, что они совершают православный обряд отпевания умершего Митрополита Филиппа.
Ни в одной книге, ни в одном историческом свидетельстве такого нет и в помине. Тверской Отроч монастырь никак не пострадал от того, что в нем окончил последние дни своей жизни Святитель Митрополит Филипп. Над Святителем Филиппом после его кончины было торжественно совершено отпевание без каких-либо происшествий, и честные его мощи были по-христиански преданы земле в этом монастыре, где и почивали до тех пор, пока Святой Благоверный Царь Федор Иоаннович не разрешил перенести их в Соловецкий монастырь по прошению братии этого монастыря. А впоследствии при Царе Алексее Михайловиче Тишайшем, в 1648 г., когда Митрополит Филипп был прославлен как Московский Святитель, его честные мощи из Соловков были доставлены в Москву, в Успенский собор Кремля, где и почивают до сих пор у южных дверей иконостаса.
Пылающий деревянный Храм в фильме, в котором якобы сгорает братия Тверского Отроча монастыря вместе с честными останками Митрополита Филиппа, наверное, по Павлу Лунгину, Алексею Иванову и Петру Мамонову, символизируют желание выжечь в русском народе Святую православную веру, знание своей истории и почитание своих Святых предков и веры Господней. Если эти авторы не покаются и не потребуют запрета показа этого фильма, то за подобные деяния, наверное, они рано или поздно будут преданы анафеме Русской Православной Церковью.
В действительности оклеветанный Святитель Митрополит Филипп был подвергнут гонениям Собором и многими архиереями, в том числе Архиепископом Новгородским Пименом и многими другими. Царь Иоанн IV Васильевич не отдавал распоряжения об убийстве Святого Митрополита Филиппа, об этом не говорит ни один русский источник XVI века, именно поэтому Русская Православная Церковь уже четыре столетия прославляет Митрополита Филиппа как Святителя, а не как священномученика. Когда Царь Иоанн Васильевич разобрался в этой клевете, все клеветники получили заслуженное наказание. Если и рассказывать о подвиге Святителя Митрополита Филиппа, то о подвиге истинного служения вере Христовой и истинного следования Христу и смирения перед Царской властью как властью помазанника Божьего.
Не было на Руси в XVI веке, конечно, и тех зверств и публичных казней с натравливанием медведей, которые с таким сладострастием живописуют авторы фильма.
В фильме много другой лжи
Город Полоцк был взят в 1580 году - почти через 10 лет после смерти Митрополита Филиппа войсками польского короля Стефана Батория, а не Сигизмундом. И взят он был не потому, что польские войска обошли русское войско и не из-за предательства, а потому что были подожжены деревянные стены города, которые в буквальном смысле прогорели, что вынудило немногочисленных защитников Полоцка сдаться. Хотя самые стойкие, запершись в Соборе Святой Софии, так и не сдались врагу. Многие из защитников Полоцка, которые были вынуждены сдаться польским войскам, были отпущены королем, и большая часть их ушла в Россию, а не осталась под властью польского короля. Никто из них не был казнен или каким-либо образом наказан Государем Иоанном Васильевичем Грозным, потому что как такового предательства с их стороны не было.
Род бояр Колычевых совсем не ограничивался Святителем Филиппом и его племянником, как показано в фильме, а был крайне многочисленен и служил Государю как до событий, изображенных в фильме, так и много позже. Уже после смерти Митрополита Филиппа ряд бояр Колычевых были приближены к Государю и пользовались его особым благоволением. Ничего общего с историей не имеют и другие факты. Митрополит Филипп, и об этом не говорится ни в одном источнике, никогда ни от кого не скрывал и не уводил от Царского гнева каких-либо воевод, он не был и не мог быть государственным преступником. Ни один даже клеветнический источник не приписывает Святому Митрополиту такое противление Царю, ни в каких судах над опальными боярами и воеводами Митрополит не участвовал, это также ни один из источников, ни правдивых, ни клеветнических, ему не приписывает. Никогда Государь, который молитве отдавал много часов ежедневно, не участвовал в каких-либо языческих блудных игрищах и зрелищах.
Смотря фильм, можно подумать, что сам Государь - это не Государь, а шут гороховый. Никогда ни один Московский Государь не вел и не мог так себя вести. Это сознательная ложь, искажение и глумление, на наш взгляд, над исторической правдой, над русским народом.
Указом Президента России создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, которая должна защитить наш народ от подобных хулителей, которые пытаются внушить нам, что мы - дикие животные, а не потомки Святых, что мы - скоты и достойны скотского отношения, что нам можно плевать в лицо, а мы должны в ответ на это молчать.
Одни рассказывают, что наш русский народ, спасший Европу от фашизма, так же виноват во Второй Мировой войне, как Гитлер и нацисты. Другие ничтоже сумняшеся объясняют политической целесообразностью убийство Святых Царственных мучеников - и Царя, и Царицы, и их совершенно безвинных детей. Третьи, в лице таких, как Павел Лунгин, Алексей Иванов, Петр Мамонов, мы видим, глумятся над великими Святыми нашей Церкви Святителем Филиппом, Святым Благоверным Царем Федором Иоанновичем, глумятся над всем русским народом, над Русской Православной Церковью, тысячелетней Российской государственностью, Царем Иоанном IV Васильевичем. Да, не все в нашей Церкви считают Царя Иоанна Грозного Святым. Но в Святости Митрополита Филиппа и Царя Федора Иоанновича никто не сомневается. Чтобы удостовериться, можно открыть любой изданный и в этом, и в прошлом году календарь Русской Православной Церкви.
Если бы фильм "Царь" предваряла обычная, принятая для исторически недостоверных фильмов фраза: "События и персонажи этого фильма вымышлены, совпадения имен персонажей с именами исторических деятелей являются случайными", - то, на наш взгляд, его можно было бы просто выбросить на помойку. Но кинофильм "Царь" претендует на звание "исторического фильма", т.е. на достоверность событий, персонажей, а значит, авторы, по нашему мнению, оскорбляют, порочат честь и достоинство всех русских людей, всех людей православных, всех членов Русской Православной Церкви, которые:
• молятся Святителю Митрополиту Филиппу, который, по мнению авторов фильма, был просто "мальчиком для битья" и государственным преступником;
• поклоняются, по мнению авторов фильма, несуществующим мощам Святителя Митрополита Филиппа - лжемощам в Успенском Соборе Московского Кремля.
Авторы фильма, на наш взгляд, сознательно пытаются разжечь национальную и религиозную рознь, показывая русский народ как падшее быдло, предающееся лишь кровавым утехам, стяжанию и блуду, глумящееся над своими священнослужителями.
За эти действия против Российского народа и против Русской Православной Церкви Русский Православный Культурно-Просветительный Фонд им. Василия Великого намерен привлечь авторов к суду.
Ложь развращает и умерщвляет совесть, умерщвляет душу, медленно умерщвляет самого человека.
В Книге Притчей Соломоновых сказано: "Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного". Равнодушно внимая лжи, мы сами приобщаемся к ней, становимся лжецами и хулителями. А позволяя лжи свободно распространяться, не возводя ей преграды, мы делаем лжецами и хулителями наших детей.
У Бога все живы. Святые нашей Церкви и нашего народа живы и слышат молитвы, возносимые к ним. Одной из самых обличительных в русском языке была характеристика: "Для этого человека нет ничего святого". Вдумаемся, понимаем ли мы во всей глубине эти слова. Есть ли для нас что-то по-настоящему святое? И что свято для нас?
История не мертва, она жива в настоящем. Допуская глумление над нашей историей, мы отсекаем себе будущее.
Президент Российского Культурно-Просветительного
Фонда им. Святого Василия Великого
В.В. Бойко-Великий
Генеральный директор Российского Культурно-Просветительного
Фонда им. Святого Василия Великого
А.В. Бойко-Великая
Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный и что он сделал для России*
Первый Царь на Руси, который воспринял наследие православной империи Ромеев (Византийской) и на деле реализовал концепцию "Москва - Третий Рим":
• расширил пространство нашей страны во многом до сегодняшних пределов, присоединив к России Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, Ногайскую орду (Заволжье), Пятигорье (Северный Кавказ);
• утвердил русскую власть в бассейнах рек Волги, Камы, Урала, Оби и Иртыша;
• разгромил оккультный Ливонский орден в Прибалтике, остановив и предотвратив германскую агрессию в нашу страну;
• отразил скоординированное наступление на Россию большинства стран Северной, Центральной и Южной Европы: Швеции, Дании, Литвы, Польши (при участии венгерских и немецких войск), Крымского Хана, Османской Империи;
• разгромил окончательно ересь жидовствующих**, грозившую Русской Православной Церкви, соблюдая в чистоте православную веру и защищая Церковь; был инициатором и способствовал прославлению многих русских святых, в том числе Александра Невского, Михаила Черниговского, Петра и Февронии;
• инициировал и принял непосредственное участие в образовании и построении десятков монастырей и сотен храмов по всей Руси (в том числе и московский храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, известный как храм Василия Блаженного);
• ввел книгопечатание на Руси, способствовал распространению православного образования;
• создал выборную систему земского управления и Соборного управления страной, улучшив положение крестьянского люда и ограничив боярское самовластие;
• создал именно то, что при нем стало называться Святой Русью.
Государь Иоанн Васильевич с детства вел благочестивую жизнь, в молитве проводил много часов ежедневно. Он был разносторонне одарен и глубоко образованным; сам составлял каноны, тропари, стихиры, молитвы чтимым русским святым, некоторые из которых можно услышать и сегодня в наших храмах.
Кознями врагов были отравлены три его жены, он трижды стал вдовцом. Двое царских сыновей - Феодор и Димитрий - Русской Православной Церковью прославленны в сонме Святых.
За полвека Царствования Государя Иоанна Васильевича, в процессе борьбы с боярскими заговорами и предательством и подавлением ереси жидовствующих, были казнены примерно 4 тысячи человек из более чем полуторамиллионного населения Руси, чем удалось избежать колоссальных внутренних смут и потрясений, гибели сотен тысяч людей***.
В то же время в XVI веке во Франции, Германии, Англии, Испании в процессе социальных и религиозных конфликтов погибли более сотни тысяч человек в каждой из этих стран.
Царь Иоанн Васильевич принес искреннее христианское покаяние за совершенные им прегрешения, молился за всех казненных по его приказу людей вне зависимости от того, заслуживали они казни или нет. По монастырям им рассылались синодики и устраивались богатые вклады на помин душ казненных.
Мощи Царя Иоанна пребывают нетленными в Архангельском Соборе Московского Кремля. Как местночтимый святой он поминается в святцах XVII века и изображен на иконах и фресках.
По молитве к нему и сегодня совершается много чудесных избавлений, он почитается многими православными христианами. Ни один из отечественных письменных источников XVI века не указывает на Царя Иоанна Васильевича как на виновника смерти его собственного сына Ивана и Митрополита Филиппа.
Все это подтверждают русские летописи, относящиеся к XVI веку. В народных песнях и былинах память о нем русский народ сохранил как о Грозном для врагов справедливом Царе. Увы, в последующие века порой за основу наших знаний о Царе Иоанне Васильевиче брались произведения предателей России вроде Курбского и мемуары послов враждебных России государств.
* А.Н. Боханов "Царь Иоанн IV Грозный", Митрополит Иоанн (Снычев) "Самодержавие Духа", С.В. Фомин "Грозный Царь Иоанн Васильевич".
** "Жидовствующие" - ожидающие пришествия антихриста
*** Спустя четверть века после кончины Иоанна IV Васильевича именно боярское самовластие и раздоры привели на Руси к Великой смуте начала XVII века, в которой погибли и пострадали сотни тысяч русских людей и чуть не погибло Русское государство.
Сценарист Алексей Викторович Иванов (род. в 1969 г.) - пермский писатель, написавший свой роман "Блудо и МУДО" как порнографический плутовской роман. В 2003 году написал, на наш взгляд, богохульный по сути роман "Чердынь - княгиня гор" ("Сердце Пармы"), об освоении русскими в XV веке Пермского края, в котором оклеветал и в буквальном смысле смешал с грязью Святого равноапостольного Стефана, Епископа Великопермского, Святых Питирима и Иону, Епископов Великопермских, просветителей Пермского края. Позже он был приглашен Павлом Лунгиным для написания сценария фильма о Царе Иоанне IV и Святом Митрополите Филиппе.
А.В. Иванов, активно использующий в своих произведениях нецензурную лексику и оккультную терминологию, никогда не представлялся и не претендовал на звание христианского писателя.
Режиссер и сценарист Павел Лунгин (род. в 1949 г.), по образованию сценарист, эмигрировавший в конце перестройки во Францию.
В качестве режиссера стал известным после снятого в 2002 году фильма "Олигарх" по роману Юлия Дубова, друга и партнера Бориса Березовского.
Снятый П. Лунгиным в 2006 году по сценарию Дмитрия Соболева фильм "Остров", по словам режиссера, отнюдь не задумывался им как прославление христианской веры и Православной Церкви.