Ритейл с помощью замораживания цен фиксирует свою сверхприбыль

В последнее время торговые сети массово замораживают цены на социально значимые продукты питания, такая мера необходима для сдерживания темпов продуктовой инфляции. Инициатива рассчитана на покупателей в настоящий момент времени. Как она отразится на ценах в долгосрочной перспективе и как к ней относятся производители товаров, нашему корреспонденту рассказал президент компании «Русское молоко» Василий Бойко-Великий.

- Как вы относитесь к замораживанию цен на некоторые виды продовольствия? Кому эта мера выгодна прежде всего?

- Отрицательно, потому что, по большому счету, никому это не будет выгодно. Но сейчас объявление сетей о том, что они замораживают цены, в определенных случаях говорит о том, что они фиксируют свои сверхприбыли, надеясь, вероятно, получать их в дальнейшем.

- Как скажутся низкие цены на прибыли производителей?

- В цене на полке производители получают в сетях, в лучшем случае, процентов 60%, а 40% получает сеть, и снижение цены сети обязательно переложат на производителей. В этом случае производителя ждет закрытие предприятия, а на прилавках не окажется вообще никаких товаров: ни дорогих, ни дешевых. Меня удивляет, что сегодня, заходя в магазин достаточно элитной торговой сети, я не нахожу даже обычных соленых огурцов. Стоят лишь банки с импортными польскими солеными огурцами, которые есть невозможно, а сразу надо выкидывать в помойку. 

- Повлияет ли замораживание цен на покупательский спрос - низкие цены позволят тратить на продукты большую долю семейного бюджета.

- Не придется тратить, так как не будет съедобных продуктов.

- Нет ли опасности отложенного роста цен?

- Есть такая опасность, потому что удобрения и средства защиты растений выросли в цене практически на 40%, жмых, патока, премиксы выросли в цене на 40-60%, упаковка выросла в цене на 60-80% и т.д. Что же делать? Чтобы сгладить или уменьшить повышение цен, надо наконец принять проект закона, который лежит в Госдуме с сентября 2014 года, который урезал бы сверхприбыль торговых сетей и ограничил бы торговую наценку и ретро-бонусы. Также надо добиться снижения кредитной ставки банков - на уровне, по крайней мере, октября 2014 года. Изменить порядок выплаты субсидий процентной ставки, чтобы субсидии банки получали напрямую, а не через производителей. И увеличили бы дотации и субсидии сельхозпроизводителям.